Принципы функционирования сетей Интернет

Курсовая
Контрольная
Типовики
Карта

Интернет-телефония

Хотя телефонные сети и сети передачи данных сосуществовали в течение десятилетий, они развивались независимо друг от друга. Интернет-телефония (IP-телефония) объединяет их в единую коммуникационную сеть, которая предлагает мощное и экономичное средство связи. Решения IP-телефонии комбинируют голос и данные в одной сети, и предлагают дешевые международные - междугородные звонки и целый набор коммуникационных услуг любому пользователю.

Общий принцип действия телефонных серверов IP-телефонии таков: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны, сервер связан с Интернетом и может связаться с любым подключенным к сети компьютером. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его (если он исходно не цифровой), значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет через Интернет по назначению с использованием обычного протокола TCP/IP. Для пакетов, приходящих из сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке (Рис. 6.2).

Рис. 6.2. Схема соединения "компьютер-телефон" (компания VocalTec)

PSTN - Public Switched Telephone Network,
телефонная сеть общего пользования.

Обе составляющие операции (вход сигнала в телефонную сеть и его выход из телефонной сети) происходят практически одновременно, что позволяет обеспечить полнодуплексный (с одновременным приемом и передачей) разговор. На основе этих базовых операций можно построить много различных конфигураций. Допустим, звонок телефон-компьютер или компьютер-телефон может обеспечивать один телефонный сервер. Для организации связи телефон(факс)-телефон(факс) нужно два сервера.Для того, чтобы осуществить междугородную (международную) связь с помощью телефонных серверов, организация или оператор услуги должны иметь по серверу в тех местах, куда и откуда планируются звонки. Стоимость такой связи на порядок меньше стоимости телефонного звонка по обычным телефонным линиям. Особенно велика эта разница для международных переговоров. Почему? Потому что при обычном телефонном звонке пользователь занимает целиком канал связи (при звонке в США, условно говоря, звонящий берет в аренду оптоволоконный кабель или спутниковый канал от Москвы до Нью-Йорка). Интернет-телефония использует технологию сжатия голосовых сигналов. Поэтому пакеты данных от разных запросов, и даже различные их типы, могут перемещаться по одной и той же линии в одно и тоже время и отпадает необходимость в выделенном телефонном подключении (разумеется, подключение к Интернету необходимо).

Для использования Интернет-телефонии на компьютере устанавливается та или иная программа (Skype, Picophone), обеспечивающая преобразование звука на входе звуковой карты в цифровой сигнал и его передачу по протоколу TCP/IP.

Спам и борьба с ним

Словом "спам" (spam) обозначают нежелательные сообщения, рассылаемые по электронной почте, системам мгновенных сообщений и sms.

Версий о происхождении этого слова несколько. Самая распространенная — термин произошел от названия американских мясных консервов (spam - spiced ham, ветчина со специями) 30-х гг. ХХ века особо низкого качества, что, тем не менее, не помешало их производителям провести мощнейшую и навязчивую рекламную кампанию своего продукта.

По данным лаборатории Касперского, соотношение "спам/нормальная почта" 70..85% от общего объема почтового трафика, а это значит, что на каждые 2..3 обычных письма приходится 7..8 спамерских. При этом до 15% спама составляют явно криминальные сообщения: рассылки с целью кражи финансовой информации (фишинг-атаки), предложения наркотиков, устройств для «обмана» игровых автоматов и т.п., рост доли контрафактных и/или контрабандных товаров в спамерской товарной рекламе, использование спам-рассылок для распространения компромата и клеветы. В то же время спамом как способом рекламы пользуются и вполне добропорядочные компании (Рис. 6.3).

Рис. 6.3. Основная тематика спама.

Основным способом рассылки спамерских сообщений является использование сетей зомби-компьютеров (botnets, Рис. 6.4). Зомби-компьютером называется ПК, зараженный вирусом, который позволяет своему хозяину получить ресурсы компьютера в управление. Обычно для владельца компьютера наличие на нем троянской программы совершенно незаметно и не вызывает никаких проблем в работоспособности ПК. В то же время, хозяин сети зомби-компьютеров может использовать эту сеть для следующих целей:

сбор информации (номера кредитных карточек, логины и пароли для доступа к различным ресурсам, адресная книга, персональная информация);

организация атак на сервера в Интернете;

рассылка спама.

Заражение персонального компьютера может происходить следующим образом:

через уязвимости в программном обеспечении (операционная система, браузер, почтовый клиент);

с использованием методов социальной инженерии, с помощью которых владельца компьютера провоцируют запустить какую-либо программу без контроля ее происхождения.

Вирус, производящий заражение, совершенно не обязательно содержит в себе всю функциональность троянской программы, он может быть всего лишь начальным загрузчиком. В таком случае сразу же после заражения он скачивает и устанавливает на ПК троянскую программу, позволяющую выполнять удаленное администрирование зараженного компьютера.

Рис. 6.4. Рассылка спама через зомбированные компьютеры.

Размеры зомби-сетей колеблются от десятков до сотен тысяч зараженных компьютеров. В октябре 2005 года голландская полиция арестовала создателей сети, содержащей 1,5 миллиона зомби-компьютеров и созданной при помощи троянской программы удаленного администрирования Backdoor.Win32.Codbot (или W32.Toxbot). Пока эта сеть является рекордсменом по количеству компьютеров, управляемых злоумышленниками.

Во многих странах мира рассылка спама является серьезным уголовным преступлением. В США согласно закону CAN Spam Act рассылка спама наказывается тюремным заключением на срок до трех лет. В отдельных штатах наказание еще строже: так, по биллю S-1129 штата Нью-Джерси, оправитель спама будет сидеть 10 лет. В Великобритании рассылка спама наказывается штрафом в $10000. В ЕС с 2003 действует Европейская директива о приватности в электронных коммуникациях (2002/58/EC). В соответствии с Директивой (статья 13) все физические лица должны быть защищены от спама, а государства-члены ЕС имеют возможность включать в сферу защиты и коммерческие организации.

На главную