Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

Инженерная графика
Сборочный чертеж и спецификация
Обозначение материалов
Построение лекальных кривых

Правила нанесения размеров

Геометрические построения
Позиционные задачи
История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Романский стиль
Искусство Барокко
Средневековая готика
Архитектура русского классицизма
Художественная роспись тканей
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ – "большой стиль" в западно-европейском искусстве. Происходит формирование набора единых стилистических признаков во всех видах изобразительных искусств.

Коротко назовем исторические и теологические предпосылки возникновения романского искусства..

Исторические предпосылки появления «большого стиля»: стабилизация социально-политической ситуации, окончание набегов. Ослабление арабского халифата, победы Реконкисты. Взятие в 1085 году Толедо, древней столицы вестготов. Потеря сарацинами Сардинии в 1022 г. Усиление торговли и обмена по Средиземному морю, объединение Запада и Востока в экономическом и культурном плане. Связи между Византией, Венецией, Генуей, Пизой. Балтика как центр торговых связей на севере Европы.

Нарастание в XI веке роли арабской культуры в Западной Европе. Переводы с арабского на латынь основных сочинений греческих философов. Деятельность школы «Kollegium» в Толедо в XII веке и переводы большого количества греческих научных трактатов. Феномен крестовых походов и их значение в западной культуре.

Развитие теологии и философии. Начало деятельности Шартрской школы. Сен-Викторская школа и учение Гуго Сен-Викторского. Пьер Абеляр - личность и мыслитель. Влияние его идей на духовную культуру. Организация школы в Париже. Руководство кафедрой Нотр-Дам и начало парижского университета - одного из самых мощных центров светской и духовной культуры средневековой Европы. Иоанн Солсберийский - ученик Абеляра.

Предпосылки и особенности стилистического единства романики на территории Западной и Центральной Европы - единая духовная основа, единство католической церкви в ее противопоставлении восточно-христианской, прежде всего – византийской. Строительная и художественная деятельность монашеских орденов (прежде всего - бенедиктинского), роль кочующих монашеских артелей для распространения стиля и закрепления его единства. Сложение единой типологии романского храма, доминанта ансамблевых и синтетических тенденций на основе архитектуры.

В 910 г. герцог Гильельм Аквитанский основал бенедиктинское аббатство Клюни, положив тем самым начало Клюнийской реформе. Её целью было восстановление устава св. Бенедикта Нурсийского на основе учения Бенедикта Аньянского, реформатора бенедиктинского ордена. Идеолог нового движения, аббат Одон Клюнийский (927-942) стремился к обновлению христианской жизни в соответствии с идеалами древней церкви. Увлечённые его проповедью, многие сеньоры передавали принадлежавшие им монастыри в подчинение Клюни. К началу XI в. в Европе сложилась настоящая монашеская республика во главе с аббатом Клюни. Цементировала клюнийское объединение традиция молитвенного поминовения усопших братьев (известно 90 000 имён). Для архитектуры важным последствием этой реформы стало возросшее количество рукоположенных монахов, которым нужно было предоставить место для службы. Следовательно, требовались дополнительные алтари. В дальнейшем (и это очень важно!!!) подчинение сети мелких монастырей «материнскому» аббатству обеспечит единство романского стиля – первого большого общеевропейского стиля. В 1098 г. Робер Молезмский основывает орден цистерцианцев, при аббатствах которых находилось множество строительных артелей. Лишь в конце XI в. появились артели мирян-каменотесов – одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Материалом для романских построек служил местный камень.

Искусство первого романского стиля Развитие романики неоднородно. Первые поиски новых архитектурных решений относятся к 950-1080-м гг. и называются искусством первого романского стиля. Этот стиль охватывает Францию, Бургундию, Испанию (Леон) и Германию. Италия, за исключением Ломбардии, в период до 1000 г. в наименьшей степени интересуется практикой возведения сводов, продолжая традиции «родной» раннехристианской архитектуры. Бургундия становится центром новых исканий благодаря своему положению между Италией (ломбардские каменщики) и Францией (аббатство Клюни).

Сен Сернен В Тулузе Самый большой из паломнических храмов.

Нормандия Для нормандских церквей характерен план в форме латинского креста, западный фасад, фланкированный двумя башнями, бенедиктинский хор (эшелонированные апсиды в церкви монастыря Сент Трините в Кане (1062-1070)) или апсида с деамбулаторием(церковь Сен-Этьенн в Кане (1063-1081)), очень широкой центральный неф и узкие боковые.

Северная Италия Процесс сложения форм архитектуры романского стиля протекал в Италии более интенсивно, чем в других странах Европы, но в дальнейшем развитие конструктивных и декоратив­ных приемов не представляет здесь того разнообразия, которое наблюдается в романской архитектуре Франции.

Рим представляет собой самый архаичный вариант романской архитектуры. Да и строят там в Средние века мало: больше перестраивают и по-новому декорируют уже имеющееся. В Риме романика начинается в 1084 г., после погрома, устроенного Робером Гвискаром, который решил помочь папе Григорию VII Гильдебрандту в борьбе против германского императора Генриха IV и сжёг пол-Рима.

Романика в Португалии (к. XI-н.XIV вв.) Древняя история современной Португалии, некогда римской провинции Лузитании, тесно связана с историей остальных областей Пиренейского полуострова.

Романика в Германии (2/2 XI-XIII вв.) Для средневекового искусства Германии, раздробленной на множество феодальных образований, характерно большое разнообразие местных школ. Весь процесс развития художественных форм, свойственных средневековому обществу, совершался здесь менее отчетливо, с особой сложностью и пестротой.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА Богатая социально-экономическими событиями эпоха Нового времени вызвала к жизни новое мировосприятие. Оно пришло на смену ренессансному мироощущению. Становлению нового отношения к миру и человеку способствовало развитие науки. Бурный расцвет знания, основанного на опыте, стремление к аналитическому методу освоения действительности оказали непосредственное влияние на литературу и искусство XVII века. Результатом нового мировосприятия были два главных художественных стиля этого времени — барокко и классицизм.

Развивался понемногу культ реликвий, и его развитие сильно повлияло на планировку церкви: ещё при Каролингах (VII-X вв.) изменяется структура восточной части храма. Появляются двусторонняя ориентация (нужно минимум два алтаря для хранящегося огромного количества реликвий), деамбулаторий и венец капелл, и, хотя сводами по-прежнему перекрыты только апсида и крипта, сами масштабы базилики заметно увеличиваются. Реликвиям шли поклониться толпы людей, и из-за распространения практики паломничества церкви должны были вмещать куда большее количество людей. Возможности деревянных перекрытий ограничены: ими нельзя перекрыть слишком большое пространство, которого к середине X и особенно к началу XI века начинают требовать вышеперечисленные обстоятельства. К тому же деревянные перекрытия часто горели и не обеспечивали хорошей акустики, а в это время в литургию включается хорал. Так или иначе, но к началу ХI века необходимость возведения каменных сводов стала очевидной.

Умение возводить своды к тому моменту, когда они понадобились, исчезло в Европе везде, кроме области на севере Италии – Ломбардии, причём именно той её части, что располагается у озера Комо. Выходцы из этой области – повсеместно известные magistri comacini – буквально «научили» Европу снова перекрывать пространство сводами римского типа, а в течение довольно длительного времени слово lombardus означало «каменщик». О типе этого посводного завершения будет говориться дальше. Что касается традиции стропильного (плоского) перекрытия, то она опирается на «античность» (главная причина её феноменальной живучести в Италии), что для Каролингского Ренессанса означало эпоху императора Константина (IV в.), а отнюдь не классический Рим. Однако нельзя преуменьшать значение каролингских базилик для формирования архитектуры романики. Романская архитектура заимствует оттуда описанную выше развитую восточную часть (отказываясь от двусторонней ориентации). Мозаичный декор также ещё при Каролингах сменился фресками как чрезмерно дорогая и сложная техника. В романские храмы переходит и вестверк – галерея между двумя башнями западного фасада. В каролингской базилике башни располагаются также над трансептом, но уже в эпоху первого романского стиля (950-1080) многобашенность исчезает, остаются только две башни западного фасада, которые впоследствии будут определять внешний вид западноевропейской, особенно готической архитектуры.

Для романской архитектуры будет принципиально важно:

Каменное перекрытие! (это то, что будет прежде всего отличать ее от архитектуры прошлых периодов). Свод имеет также сакральное значение и акустические функции.

Проблема освещения (при каменном перекрытии→отсюда толстые стены и узкие окна, сужающиеся к внутренней поверхности стены).

Очень сложная литургия и культура паломничества→большое пространство, расширение восточной части, деамбулаторий.

Периодизация:

1ый романский стиль (950-1080 гг): зарождение стиля. Развивается только на ограниченной территории: Франция, Бургундия, Испания и Германия.

2ой романский стиль. Время развития неоднородно. Франиция: 2\2 11вв – 1\1 12 вв. А в Германии и Италии захв большую часть 13 вв.

Поздняя романика развивается параллельно с готикой и существует проблемы сосуществования и взаимодействия (разграничения) этих двух стилей.

На главную