Краски и красители

Инженерная графика
Сборочный чертеж и спецификация
Обозначение материалов
Построение лекальных кривых

Правила нанесения размеров

Геометрические построения
Позиционные задачи
История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Романский стиль
Искусство Барокко
Средневековая готика
Архитектура русского классицизма
Художественная роспись тканей
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик

Экспериментальная работа по получению натуральных красителей

Процесс получения красителей из растительного сырья заинтересовал меня давно. Осваивая роспись ткани, хотелось использовать разные возможности. Я попробовала получить красители из растений. Результат превзошел мои ожидания. Из листьев клена удалось получить сложный цвет, напоминающий умбру (Колоритная палитра красителей на цв. вклейке, с. 8, 4, в, и таблица). Первые опыты показали, что палитра большинства природных красителей, получаемых из листьев растений, представляет различные оттенки бледножелтых, охристых, коричневых цветов (Колоритная палитра красителей на цв. вклейке и таблица).

Составляющие процесса: вода, сырье, сода, которая необходима для извлечения красящего вещества из растений, н протравы. Поэтому шел эксперимент по изменению количественного состава какихлибо компонентов. Еще одним фактором, влияющим на получаемый цвет, является время вываривания сырья. Эксперимент показал, что существует зависимость между количеством сырья и объемом воды. Чем больше сырья и меньше воды, тем насыщенней цвет, получаемый из растения, и наоборот. Существует определенный предел экстрагирования красящего вещества с помощью соды. При насыщении раствора содой он теряет яркость. После того как красильный раствор отделяют от жмыха, можно усилить тон кра


Рецепт приготовления красителя из свежих листьев клена 200 г свежих листьев залить 0,5 л воды. Кипятить 30 мин на медленном огне. Добавить 1 столовую ложку соды. Остудить н процедить раствор через марлю (Колоритная палитра красителей на цв. вклейке, с. 8,4, г, и таблица). Для получения более темного тона выпаривать на медленном огне (Колоритная палитра красителей иа цв. вклейке, 4, б, в, и таблица).

Подготовка тканей и рабочее место художника

В книге древнего Китая «Чжоу ли» периода Хаиь (II в. до н. э.) подчеркивается тесная связь подготовки нитей к окраске с процессом окрашивания: «Выпарщики приготовляют шелк, который окрашивают красильщики. Если первая работа не выполнена, то краски не сядут на шелк». Эта цитата говорит о важности подготовки ткани для батикирования. Приготовление ткани можно разделить на три этапа: а) промывка; б) выпарка; в) выбелка.

Древние китайские мастера по выделке знаменитых шелковых тканей считали промывку одним из важных этапов, и вот любопытная цитата из «Чжоу ли»: «Выварщики шелка обрабатывают шелковые нити горячей водой, они промывают шелк в нитях очищенной водой. Через семь дней они помещают нити сушиться в земле на глубине (около 25 см) и сушат на солнце. Днем нити сушатся на солнце, ночью их помещают в колодец. Эта операция длится семь дней и семь ночей. Именно это называется промывка водой шелковых тканей».

И вот спустя две тысячи лет наша современница, прекрасный художник по батику И.В. Трофимова с не меньшей строгостью подходит к промывке тканей: «Хлопковую ткань однудве ночи вымачивают в воде, потом стирают, сушат, кипятят в рисовом отваре, опять сушат, отбивают деревянным вальком, чтобы она стала гладкой, а только потом натягивают на раму».

В художественной росписи можно использовать различные ткани: из целлюлозных волокон (хлопок, лен, вискозный шелк); различные виды натурального шелка; ацетатный шелк; ткани из полиэфирных волокон (лавсан, теторон и др.); ткани из полиамидных волокон (капрон, нейлон и т. д.); ткани из полиакриловых волокон (нитрон, акрилан). В работе можно использовать ткани, бывшие в употреблении, — одноцветные и с набивным рисунком, но они требуют более тщательной обработки и подготовки. Во всяком случае, как новые ткани, так и старые требуют всех этапов подготовки. Как это было в Древнем Китае, сегодня художннкибатикисты работают на хорошо подготовленной поверхности. Вот несколько советов по обязательной подготовке ткани.

Подготовка хлопчатобумажной ткани

1. Промывка (или намачивание)

Материал замочите в мягкой дождевой или снеговой воде Если такой нет в данный момент, то приготовьте лсд в морозильнике и растопите его. Мымачпиаптг t кань двое су гик. Л.псм ее необходимо простирать в мыльном растворе, хорошо прополоскать и высушить.

2. Выварка

Хлопчатобумажный материал вываривайте для устранения оставшихся на нем примесей жира н воска. Вываривание производится с кальцинированной содой или с содой для стирки. При отсутствии кальцинированной соды можно использовать пищевую, которую следует обжечь на противне прн температуре Г20—130ВС. При обжиге пищевая сода превращается в кальцинированную.

Для выпаривания 500 г сухой ткани необходимо 14—15 л подогретой до 50°С воды, 150 г кальцинированной соды и 150 г натертого сухого мыла для стирки. Соду и мыло растворите в трех литрах воды при энергичном помешивании деревянной лопаткой. Полученный раствор добавьте к остальным 1112 л воды. Предназначенный для кипячения материал положите в эмалированную посуду и залейте приготовленным раствором, поставьте на огонь н постепенно повышайте температуру раствора до 80—90°С в течение 1,5—2 ч. Во время вываривания материал переворачивайте деревянной палкой и время от времени к раствору доливайте смягченную воду.

После вываривания материал прополощите два раза в мягкой горячей воде (температура 70—80Т), а затем в холодной.

Можно проверить, произошло ли вываривание материала. Для этого выдерните из него нить и опустите в стакан с. холодной водой. Вываренная пипчерсм 1 2 минуты должна утонуть в воде.

Выполосканный материал поместите в холодную воду, подкисленную уксусом (0,5 л уксуса на 15 л воды). Подержите материал в этом растворе 2 мин, после чего прополощите несколько раз в холодной воде.

Если ьаша хлопчатобумажная ткань имеет белый (хорошо выбеленная) цвет, то на такой ткани уже можно работать. Но встречаются ткани невыбеленного типа: «бязь», «подкладочная^ и др., которые после выварки необходимо отбелить, чтобы краски имели яркий тон.

3. Выбелка

Выбелку, или отбеливание, ткаии нужно проводить в открытом, хорошо проветриваемом помещении, так как пары отбеливающего хлора вредны для здоровья.

Хорошо вываренный материал погружают в раствор «Белизны». Для этого 500 г сухой ткани погрузите в раствор 14—15 л воды с 125 г «Белизны» и подержите 1,5—2 ч при обычной температуре, прижав ткань доской до полного потопления. После отбеливания прополощите несколько раз в холодной воде. Положите в эмалированную посуду, залейте 15 л воды, подкислите 0,5 л уксуса, выдержите в течение 2 мин и снова прополощите в холодной воде. Затем сравните высушенную ткань, например, с белой чертежной бумагой или медицинской ватой, приняв их за эталон белого цвета.

Подготовка шелковых тканей

Промывать и намачивать шелковые ткани необязательно, а вот вываривать нужно.

1. Выварка

Возьмите 2—3 л смягченной воды, растворите в них 8 г кальцинированной соды и 85 г нейтрального туалетного мыла, энергично взбейте, размешайте, затем добавьте еще 10 л воды и погрузите 500 г сухой ткани в эмалированную посуду. После этого медленно (в течение 30 мин) подогрейте раствор до температуры 90—94°С, при которой выдержите материал 2—2,5 ч, затем ткань прополощите сначала в горячей, а затем в прохладной и холодной воде. Выполосканный материал залейте раствором нз 100 г нейтрального мыла, растворенного в 12—13 л смягченной воды, и нагрейте до температуры 90°С, при которой выдержите материал в течение 1,5—2 ч. Теперь снова прополощите последовательно в горячей, прохладной и холодной воде.

2. Выбелка
Приготовьте раствор: 80 мл 30%

ного раствора перекиси водорода и 5 мл 28%ного аммиачного (раствора на 5 л смягченной воды. Ткань положите в эмалированную посуду, залейте раствором, нагретым до температуры 50— 55°С, и оставьте на 5—6 ч. После этого Прополощите его последовательно в прохладной и холодной воде.

Подготовка синтетических тканей

Ткани из синтетических волокон имеют полую структуру и плохо набухают в водяной среде, поэтому плохо окрашиваются. Из синтетических тканей в домашних условиях можно расписывать нейлон, капрон. Ткани из синтетических волокон не вывариваются и не отбеливаются.

Предварительная подготовка ткани заключается в стирке с целью устранения жирных веществ и других случайных загрязнений.

Смоченный материал положите (500 г) в эмалированную посуду и залейте раствором, содержащим 30 г туалетного белого нейтрального мыла и 23 г кальцинированной соды на 12 л смягченной воды. Раствор нагрейте до температуры 60—70"С и выдержите в нем материал 20—30 мин. После этого прополощите его несколько раз в холодной воде.

Мы подробно рассмотрели два основных подготовительных этапа перед художественной росписью: подготовка краски и ткани. Далее разговор пойдет об организации рабочего места, об инструментах, приспособлениях и других материалах, которые необходимы для выполнения любого вида батика.

Организация рабочего песта

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой столтумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань

и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола — 1 м2. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящая из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны иметь острые кончики и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения [ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтамибарашками, делающими раму устойчивой. Это вариант идеального рабочего места батикиста в мастерской или учебном классе по художественной росписи ткани1.

На обыкновенных или раздвижных рамах на расстоянии 5—6 мм от краев реек не менее 2 см друг от друга набейте гвозди, проходящие сквозь рейку. Они должны выступать над рейкой на 12—13 мм и быть не толстыми, с острыми концами.

Можно применять специальные крючки для натяжения полотна (рис. 29). Бывают в продаже крючки с пружинками, которые удерживают ткань на весу.

Они крепятся к раме при помощи резиновых колец или вставных зубов. Крючки покрывают специальным лаком или протирают тряпкой, смоченной спиртом. Профильная рама оклеивается липкой лентой (скотчем) и после загрязнения заменяется.

Однако часто начинающие заниматься батнком не могут иметь таких условий, поэтому можно обойтись любым столом, покрытым клеенкой, размер стола — не менее 1 кв. м. К задней стороне стола, если он стоит не у стены, следует прибить экран — для того, чтобы можно было упирать раму с натянутой тканью.

Рамы могут быть разные:

простые вышивальные пяльцы для пробных эскизов или небольших миниатюрных росписей;

подрамники для натягивания холста, которые используются для живописи масляными красками. Рейки, из которых делается такой подрамник, должны быть обработаны под углом (рис. 30), чтобы ткань не прилегала плотно к поверхности рейки. Такие подрамники можно использовать для небольших работ, которые после готовности будут сниматься с этого подрамника: платок, салфетки, шарфик...;

Подпись:

Рис. 31

рама для определенной композиции, например декоративного панно, которое в дальнейшем будет оставлено на этой раме и оформлено багетом. К выполнению таких рам нужно отнестись особенно вшшательно. Вопервых, необходимо рассчитать ширину рейки и размер рамы, чтобы при натягивании на нее ткани раму не повело. Для этого используется хорошо высушенный брусок из сосны. Вовторых, необходимо учитывать качество ткани, на которой будет выполняться роспись. Для хлопчатобумажных тканей ширина рейки должна быть больше, чем для шелковых. Рейки должны быть скошены так, чтобы ткань не прилипала к ним, особенно во время работы с горячим батиком. Углы такой рамы следует собрать в «полдерева» (рис. 31), без уголков, которые могут просвечивать, особенно на шелковых тканях;

для быстрых, пробных работ, атакже для шелковых небольших росписей для одежды, когда ткань нельзя закреплять кнопками и гвоздиками, используют картонную коробку без верхней крышки н прикрепляют ткань портняжными булавочками к краю картона. В таком случае края ткаш! не намачивают. Это годится и для холодного батика (рис. 32).

Закрепление ткани на раме

Самый простой и удобный способ (помимо описанной выше рамы со специальными крючками) — работать с канцелярскими кнопками, особенно с трехзубчатыми. Однако у них есть большой недостаток — при натяжении влажной ткани, особенно когда она пропитана соляной загусткой для свободной росписи, кнопки покрываются ржавчиной, плотно входят в ткань, и на этом месте, после снятия кнопок, возможны разрывы. В этом случае необходимо пропитывать кнопки специальным химически стойким лаком или хромировать. Если нет такой возможности, раму необходимо выполнять на 710 см больше нужного размера, чтобы потом линию накопления ткани убрать по всему периметру.

Для прикрепления ткани на раму можно использовать нержавеющие мебельные кнопки или мебельные гвоздики.

В тех случаях, когда ткань не снимают с рамы до конца работы, ее можно прибить маленькими нержавеющими гвоздиками. Это возможно при выполнении работы с холодными резервами, не требующими окончательной тепловой температурной обработки или запарки изделия


Когда работа на временной раме закончена полностью, ее можно приклеить к выставочной раме (если это декоративное панно) клеем типа БСКМ или ГШ А.

Иногда приходится делать роспись на готовом изделии: например, декоративные наволочки или фрагменты блузки, платья. Для того чтобы не испортить готовое изделие, деревянную раму нужно обтянуть чистой белой хлопчатобумажной тканью или бинтом и прикреппн, гкакь порч нижними булавками. Во избежание попадания цветных капель красящего раствора на свободную поверхность ткани с обратной стороны рамы прикрепите полиэтилен. В этом случае работать нужно очень осторожно, ювелирно.

Если приходится расписывать одежду после первой примерки, уже подогнанную по модели и имеющую боковые машинные швы (в таком случае шов на спинке не выполняется), то изделие в развернутом виде прикрепляется к раме нитками (рис. 33). Для этого но всему периметру платья на расстоянии 7—10 см следует выполнить временные воздушные петли и через них натянуть прочной ниткой или шнуром ткань на раму.

Натяжение ткани на раму Натягивать на раму можно влажную и сухую ткань. Если работа будет выполняться свободной росписью, то лучше натянуть сырую ткань Для горячего и холодного батика ткань может быть сухой. Начинать натягивать лучше с середины верхней рейки, растягивая ткань только по рейке. Причем работать лучше симметрично, т. е. от центральной кнопки ткань иа 7—8 см прикрепляется влево и вправо, далее натягивается на нижнюю рейку; точно так же — от середины, но здесь производится довольно сильная натяжка и по долевой основной нити, вместе с растяжкой по утку. Затем натягиваются боковые стороны. И опять: на правой боковой раме ткань не натягивается, а на левой сильно подтягивается уже по утку. Ткань должна быть натянута сильно и гладко, чтобы не было заломов и перекосов.

Ткань, натянутая во влажном состоянии, при высыхании натягивается еще сильнее.

На главную