Краски и красители

Инженерная графика
Сборочный чертеж и спецификация
Обозначение материалов
Построение лекальных кривых

Правила нанесения размеров

Геометрические построения
Позиционные задачи
История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Романский стиль
Искусство Барокко
Средневековая готика
Архитектура русского классицизма
Художественная роспись тканей
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик

Инструменты и различные приспособления для росписи ткани

Для всех видоа батикования в арсенале художника должно быть большое разнообразие инструментов; от классически известных до изобретенных самим художником в ходе опытных работ.

Кисти (рис. 34)

С помощью кистей покрывают парафином большие плоскости и, при желании, придают рисунку живописный характер, для этой работы лучше подходят колонковые кисти № 8—10, у ко

торых металлический патрон предварительно обертывают несколькими слоями марли для сохранения тепла и запаса резерваКисти щетинные: круглые и плоские, различных размеров для свободной росписи.

Кисти синтетические: плоские и круглые, различных размеров. Синтетические кисти очень устойчивы в работе с «Белизной», для выбелки окрашенных участков ткани.

Для покрытия больших поверхностей нужно иметь флейц.

Ватные тампоны

Вместо кистей иногда используют ватные тампоны, особенно в свободной росписи с соляной загусткой. На деревянный стержень сверху плотно накручивается кусочек ваты, который можно затянуть ниткой у основания закрутки (рис. 35). Для каждого цвета необходимо иметь отдельный тампон, его форма и величина должны соответствовать выполняемому рисунку. Пела рисунок требует мелких разработок, тампон делают с тонким заостренным концом; для рисунка с крупными округлыми формами применяют тампон большого размера и более круглый. Чтобы тампон не терял форму и не лохматился, его можно обтянуть тонким шелковым или капроновым трикотажем. А чтобы краска с тампона не капала, его предварительно отжимают (в зависимости от требуемой насыщенности цвета). Поэтому в запасе у работающего должны быть гигроскопичная вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6—8 мм с заостренными концами, резиновые или поролоновые губки.

Инструменты для холодного батика

Для росписи способом «холодный батик» необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра. Для этого можно использовать чертежные стеклянные трубочки или медицинские пипеткикапельницы. Однако опытные мастера при постоянном большом объеме работы используют специально изготовленные стеклянные трубочки 20—25 см длиной с тонкими загнутыми кончиками, на небольшом расстоянии от которых имеются утолшениярезервуарчики для резерва

Подпись:  Подпись:

(рис. 36). Чтобы набрать ь трубочку резерв, тонкий конец ее помещают и сосуд с резервом, а через широкий конец втягивают его в трубочку до половины ее объема или до заполнения резервуарчика. Во время работы на ткани тонкий конец трубочки обтирают ватой и обводят им контуры рисунка, резервируя их. В перерывах трубочку быстрым движением поворачивают загнутым концом вверх. После работы трубочки промывают в бензине и для предохранения канала от заклеивания вставляют внутрь отрезки стальной струны.

Инструменты, для горячего батика

Для росписи способом «горячий батик» следует запастись более сложными приспособлениями н инструментами Прежде всего это металлическая кружка с двойным дном, в которую помещается обычная электролампочка (рис. 37). Эта кружка служит для разо1Т>евания резервируюшего состава

Рейсфедер

При использовании чертежного рейсфедера в качестве инструмента для горячего батика прежде всего необходимо насадить его на удобную деревянную ручку, а между лезвиями от кончика до винта аккуратно заправить плотную полоску ваты. Эта полоска ваты увеличивает запас в рейсфедере. Чтобы дольше сохранить тепло и увеличить емкость рейсфедера, его также иногда обертывают немного выше кончика марлей. Перед началом работы, для предотвращения попадания капель парафина на ткань, горячий рейсфедер обтирают тряпочкой. Рейсфедеры быстро остывают, поэтому (работающий обычно греет Два рейсфедера н пользуется ими попеременно. Для проведения широких парафиновых линий, которые невозможно провести обычным рейсфедером, изготавливают самодельные рейсфедеры (рис. 38). Такой прибор состоит из двух узких медных или латунных пластинок, между которыми с одной стороны зажата полоска фетра, а с другой — деревянная пластинка. Та часть, в которой зажат фетр, служит рейсфедером, а часть с деревянной пластинкой — рукояткой. У рабочей части рейсфедера углы металлических плас

Подпись:


тинок срезают и лезвия шлифуют, чтобы они во время работы не резали и не царапали ткань, а легко скользили по ней. Изготавливают и более сложные рейсфедеры для одновременного проведения на ткани нескольких линий различной ширины (рис. 39). Иногда вместо рейсфедера используют обычный столовый нож, лезвие которого обертывают ватой и обжимают тканью.

Ковшики и леечки Для горячего батика необходимо иметь все возможные емкости, снабженные леечками. Это прежде всего может быть медный ковшик с деревянной ручкой, снабженный трубочкой или лейкой для выливания растопленного воска на материал (pi [с. 40). Круглая леечка нредставляет собой медный или латунный конусок с тонким отверстием в вершине и ручкой для держания (рис. 41). Плоская леечка представляет собой усеченную пирамидку, вершина которой имеет узкую прямоугольную прорезь с гладко отшлифованными краями, У нее должна быть ручка для держания.

Для изготовления круглых леечек можно воспользоваться листовой жестью, латунью или медью. Лучше всего пользоваться медной леечкой, так как она быстрее нагревается. На пластинке меди размером 80x80 мм (сечением 1 мм) чертят циркулем окружность радиусом 35 мм и отмечают на ней 3 точки. Расстояние между «а» и «б»; «а» и «во по 65 мм (расстояние но хордам). Все эти точки соединяют с центром окружности радиусами. Ножницами из пластинки вырезают круг и но намеченным радиусам разрезают его на 1ри сектора. Полученные дна больших сектора идут на изготовление двух леечек. Вершины углов у обоих секторов чутьчуть срезают. Из секторов сгибают конуски и, наложив и* края друг на друга на 1—2 мм, пропаивают. Затем к конускам с противоположной стороны шва припаивают отрезки проволоки длиной 80—90 мм (сечение 2—3 мм). На свободные, предварительно сплющенные концы припаянной проволоки насаживают деревянные ручки. Вершины конусов у леечек шлифуют, чтобы они не царапали ткань Их отверстия для стока парафина должны быть маленькими 0,20,3 мм.

Тонкий, гладкий кончик леечки скользит по ткани во время работы и дает тонкие ровные линии. Леечки остаются горячими более продолжительное время, чем рейсфедеры, но также требуют, чтобы их часто нагревали. Работающий должен иметь 2—3 греющиеся леечки.

Перед началом работы внутрь леечки закладывается небольшой кусочек ваты, которая фильтрует парафин и не дает ему быстро вытекать наружу. Придерживая ватку, из горячей леечки сливают парафин, обтирают кончик и начинают работать. Прикасаясь кончиком к ткани, леечка оставляет после себя следы медленно вытекаюшего из нее жидкого парафина, пропитывающего ткань. Надо учесть, что кусочек ваты, заложенный в леечку, находится в ней постоянно.

Электрический батикштифт

Наиболее совершенным прибором для горячего батика является электрический батикштифт. Он напоминает собой авторучку 20—25 мм в диаметре. Основой его является медная латунная трубка длиной 100—110 мм и диаметром 10—12 мм (рис. 42). С помощью пе


реходного цилиндра «6», запрессованного в один из концов этой трубки, навинчивается наконечник «г» с входным отверстием 0,3—0,4 мм. Изнутри канал наконечника запирается штифтом «д» при помощи пружины «з». На тело трубки «а» по асбестовой или слюдяной изоляции наматывается несколько секций тонкой голой проволоки с большим электрическим сопротивлением, например нихромовой. К концам обмотки присоединяется мягкий электрошнур 1,5—2 м длиной с вилкой для включения в розетку электросети. Соединенные с обмоткой концы электрошнура плотно укладываются вдоль трубки, укрепляются, и вся обмотка хорошо изолируется. Затем на трубку с обмоткой наденают бумажный, деревянный или фетровый чехол. Электрообмотка штифта рассчитывается на определенное напряжение в сети.

Перед работой батнкштнфт заставляют несколькими заранее приготовленными парафиновыми палочками, затем включают в 1х>зетку электросети. Расплавленный парафин течет по трубке «а», через цилиндрик «6*> и заполняет свободное пространство наконечника «г». Наконечник обтирают тряпочкой и приступают к батицированию, т. е. удерживая в вертикальном положении, легко нажимая, водят им по ткани. От прикосновения к ткани выступающий кончик штифта уходит внутрь и открывает выход жидкому парафину из наконечника. Вследствие этого парафин медленно вытекает наружу и вбирается тканью, оставляя на ней следы в виде рисунка, который выполняется работающим. Часто подобные штифты имеют переключатели для перехода с нормального нагрева на слабый или сильный. Эти переключатели в виде плоских металлических скрепочек укрепляют прямо на шнуре на расстоянии 20 30 см от штифта.

Такие электрические приборы могут быть самой разной конструкции, а регулировка нагрева делается по принципу проволочного реостата. Для того чтобы шнур батикштифта не мешал в работе и не волочился по ткани, на которой батнцнруют, его закрепляют над рабочим местом на блоке или специальной деревянной скрепке.

Если во время работы парафиновая линия получается неровной, прерывистой и парафин плохо проникает в ткань, то возможно, что батикштифт не имеет достаточного нагрева или засорен. При перегреве батикштифт тоже не дает четкого контурного рисунка, так как парафин в этом случае расплывается по ткани.

Для проведения волнистых линий следует иметь разнообразные каталки (рис. 43).

Штамники

При воспроизведении на ткани часто повторяющихся одинаковых форм, а также форм, составленных из небольших раппортов геометрического или растительного характера, применяются штампики — заранее изготовленные формочки, которыми штампую! рисунки на ткани расплавленным парафином.

Применяют твердые и мягкие штампики: поиндонезийски — «чантикчан» («чантик» — печать), которые можно изготовить самим.

Твердый штампик изготавливают из пластинки латуни или меди. Вырезают силуэт фигуры. Затем к вырезанной фигурке гвоздиком прибивают деревянный


черенок для держания в руке или припаивают к ней металлический стержень, на который насаживают деревянную ручку. Металлическую фигурку обвязывают шнуром, придавая виткам интересные очертания, или аккуратно обшивают лоскутом ткани. В первом случае при штамповании на ткани получают фигуру, образованную шнурком, а во втором случае — только общий силуэт металлической пластинки (рис. 44).


Мягкий штампик может быть простым и сложным. Для изготовления простого мягкого штампика фигурки вырезают из фетра ножом или ножницами или вырубают стальными пробойниками, фетровые фигурки прибивают к деревянным колодочкам для держания. Этими штамниками можно воспроизводить на ткани несложные рисунки — преимущественно с большими плоскостями. Тонкие узоры цветочного и орнаментального характера можно воспроизводить с помощью сложного штампика с вырезанным на фетре рисунком. Процесс вырезания такого штампика подобен гравированию. В зависимости от сложности и количества цветовых решений для воспроизведения одного рисунка приходится изготавливать несколько

штампикоп, каждый из которых представляет часть всего рисунка. Такие штампики могутбытьне более 70—80 мм в ширину и не более 100—120 мм в длину, так как при больших размерах трудно достигать четких отпечатков. На каждом штампике может быть вырезан один или несколько небольших раппортов рисунка (рис. 45). Процесс работы такими штампиками напоминает ручную набойку «цветками». С их помощью особенно красиво получаются сложные геометрические узоры кружевного характера, которые при хорошем качестве расцветки могут соперничать с изделиями фотофильмпечатн.

Производительность работы штампиками значительно увеличивается по сравнению с выполнением узора от руки. Художественное же качество рисунка при этом не снижается.

Для изготовления сложного штампика по возможности использует плотный толстый фегр. Необходимой величины лоскут фетра, пропитанный парафином, кладут но роппую деревянную дощечку или специально заготовленную колодочку и легко выпрямляют теплым утюгом. Парафиновую пластинку закрепляют в нескольких местах мелкими гвоздиками и тщательно шлифуют ее поверхность наждачной бумагой.

Раппорт или несколько раппортов рисунка переводят на тонкую бумагу, которую йотом приклеивают дикстрином на зашлифованную поверхность фетра и просушивают под легким прессом. Затем приступают к резьбе. Прежде всего все формы рисунка по контурам, сквозь бумагу, надрезают вертикально на глубину 2/3—1/2 толщины фетра Резьбу производят тонким остроконечным ножом с тонким лезвием.

После надрезания контуров рисунка осторожно выбирают и срезают на одинаковую глубину весь фон вокруг рисунка. У нагревательной пластиночки фетра вокруг раппорта обрезают все лишние края и прибивают ее на деревянную колодочку, вырезанную но силуэту гравюры. Может оказаться, что изготовленный таким образом штампик будет давать неровные или нечистые отпечатки. Это зависит главным образом от качества фетра, от неровности его плоскости. В таких случаях приходится в соответствующих местах под фетром подрезать колодочку или наращивать ее кусочками бумаги, а иногда исправлять н гравюру. Во время работы мягкие штампики нагревают, как и прочие инструменты, в той же посуде, где греют парафин.

Горячий штампик первоначально прикладывают к пучку ваты нли к тряпке, чтобы снять излишки парафина, и делают пробу на бумаге.

Отдельно разбросанные по ткани фигурки штампуют иа заранее отмеченных местах, а при воспроизведении непрерывного рисунка каймы штампуют с помощью линейки, наложенной на ткань. При этом штампик каждый раз при опускании его на ткань прикладывают краем колодочки к лниенке.

Нагретый штампик в среднем может* дать 4—6 отпечатков, после чего его вновь нагревают. Чем плотнее ткань, тем горячее должен быть парафин, тем скорее идет работа. На редкой ткани резервирование идет медленнее, так как приходится применять менее горячий парафин, чтобы он скорее затвердел, в противном случае парафин будет протекать через ткань, как через сито.

Можно изготовить штампики и таким способом: на торце деревянной рукоятки укрепить из латунной ленты или жести каркас рисунка и заполнить его фетром. Такие штампики дают четкие отпечатки, служат дольше обычных.

Изгеташитеают штампикикаталки в виде свободно вращающейся на оси катушки. На такой катушке закреплен узор из фетра или металла, детали узора обтянуты трикотажем. Каталки воспроизводят непрерывные узоры по какой угодно длине ткани (горохи, квадраты, розетки и т. д.).

На главную