Краски и красители

Инженерная графика
Сборочный чертеж и спецификация
Обозначение материалов
Построение лекальных кривых

Правила нанесения размеров

Геометрические построения
Позиционные задачи
История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Романский стиль
Искусство Барокко
Средневековая готика
Архитектура русского классицизма
Художественная роспись тканей
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик

Узелковая окраска тканей

Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы красильный раствор не мог достичь н окрасить его. Ограничить доступ краски к нему можно с помощью узлов, прищепок, зажимов... Одним словом — это механическое резервирование тканей В различных странах наименование такой краски разное: в Милане ее называют «планги», в Индии — «бандана», в Японии — «тибари»...

Обучение батику логично начинать именно с этой техники: происходит знакомство с тканью, красителями, приго'1 силен нем краски, запаркой изделия... А главное, узелковая техника доступна любой возрастной группе; учащиеся могут вообще не иметь художественных навыков. Особенно хороша эта техника для различной кружковой работы: приготовления театрального реквизита — занавесок, костюмов; моделирования одежды, выполнения тканей для интерьера.

Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затем крепко завязать одним или несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается в два раза, и только потом на ней завязываются узлы.

В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость полученного рисунка.

Посуда для крашения должна быть нержавеющей и вместительной. Содержимое пакета с красителями, предназначенными для крашения хлопчатобумажных тканей, растворите в 0,5—1 л теплой воды, раствор процедите в посуду для крашения и долейте теплой воды, объем красильного раствора должен быть таким, чтобы изделие было полностью погружено в него.

В раствор добавьте 1—2 ложки соли, все перемешайте и доведите до кипения. Затем быстро погрузите в раствор подготовленный материал, кипятите

5—7 мин. Потом перенесите изделие в посуду с холодной водой и промойте, не развязывая узлов. После этого развяжите узлы, расправьте ткань и промойте сначала теплой водой, потом горячей с моющими средствами и окончательно сполосните в теплой воде. Изделие слегка подсушите и прогладьте.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Вполне пригодны и ткани, бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать и более дорогие ткани — натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Только имейте в виду, что все эти ткани не должны иметь примесей синтетических волокон, для которых необходимы более сложные красители.

Подготовка рабочего места

К подготовке рабочего места для узелковой окраски ткани необходимо отнестись очень ответственно, от этого зависит результат работы. В комнате, где вы работаете, должны быть рядом стол, газовая плита, водопроводный кран и гладильная доска с утюгом. Стол необходимо покрыть клеенкой. Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он окрашивания. Кроме этого, вам еще понадобится несколько цветов красителя, соответствующего выбранной ткаии; окрашиваемый материал, предварительно подготовленный по вышеописанным рецептам; тонкий шнур, крепкая нить, свеча, пластмассовые прищепки для белья, лоскут старой ткани или гигроскопической бумаги, старые газеты, щетинные кисти и поролоновые губки.

Есть несколько способов механического резервирования тканей, с помощью которых можно получить самые разнообразные узоры на ткани. К ним относятся завязывание, зашивание, скручивание, подгибание материала и др.

Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание»

Упражнение 1. Получение солнечного узора в два цвета. (Для салфеток)

Приготовьте краски двух цветов; желтую и красную. Разведите их в поллитровых банках но всем правилам подготовки красок, как было описано выше. Затем возьмите ткань размером 30x30 см, найдите центр, собирая ткань на карандаш, и завяжите 4 см — головку центра — крепкой ниткой, предварительно провощенной. Вощение нитки выполните так: сильным и быстрым движением проведите натянутой ннтыо вокруг свечки. Вощение нити делается для того, чтобы краска не прошла через нить. Затем отступите от завязанного центра 4—5 см и снова крепко завяжите. Вы получили так называемую «куколку» (рис. 52).

Красители залейте в эмалированные кастрюли (лучше всего ковшики) и нагрейте до 40—60°С. Возьмитесь за конец «куколки» и обмакните центр в желтую краску (можно подержать минут 8—10). Выньте из красителя, подержите под холодной водой из крана

Подпись:

I)

Рис.52

и промокните сухой тканью или гигроскопической бумагой. Затем возьмите в руку центр и обмакните края в красный цвет и — снова под кран с водой с последующим легким обсушиванием сухой тканью. Затем с помощью ножниц уберите нитки. распрям 1 пе салфетку, разложите на 2—3 слоя газет и через одну газету проутюжьте горячим утюгом до полного высыхания. Учтите, что яркие цвета краски на сухой ткани в два раза бледнее, нежели на сырой. У вас, если вы все правильно сделали, получится узор «солнышко» с желтым центром, белыми н оранжевыми окружностями (красный и желтый при смешивании дают оранжевую полоску) и с яркокрасным краем. Затем салфетки запариваются и срезы обрабатываются оверлогом. (См. запаривание ткани в конце раздела.)

Упражнение 2. Получение узора «солнышко» с заутюженными диагоналями (см. цв. вкл., с. 25). Это упражнение строится па основе предыдущего, но, в отличне 01 свободной сборки центра салфетки, здесь мы выполняем ляутюжку. Дли .мшо салфетку складываем по диагонали и заутюживаем сгиб. Затем еще и еще сгибаем по диагонали (сколько получится) и горячим утюгом заутюживаем сгибы. «Куколку» готовим, как и в упражнении 1. Добавьте еще зеленую краску. Окуните всю куколку в желтый цист. Промойте и промокните в ткань. Затем центр будущей салфетки окуните в красный. Снова промойте и промокните. После этого возьмите за центр и окуните в красный, промокните, а самый копен — в зеленый цвет. У вас должен получиться узор, напоминающий яркий оранжевый солнечный диск с белыми окружностями на оранжевой и коричневой полосе (она получится при смешивании красного н зеленою) н яркими зелеными краями. Если в первом упражнении узор был более мягким, расняывчашм.то в зтом случае Насчет горячен VIюжкп \'Зор получается более четким, графически прорисованным.

Упражнение 3. Выполнение большого узора «солнышко» Такой улор выполняете я ллн скатерти или юбкисолнца. Ткань лучше всего брать хлопчатобумажную, тонкую, типа .'батист» или «перкаль» Красители реактивные пли холодпокрасяшие. время крашения 8—10 мни. Ткань складывайте, как в упражнениях 1 и '1. Так как объем получаемой «куколки» гораздо больше, чем в прошлых упражнениях, то завязывание лучше производить тонким шнуром, тоже предварительно провощенным. Перетяжек на «куколке» можно сделать значительно больше — до 6—7. Узлы мижни завязать более сложные. В длинный шнур, завязать первый узел и сделать подкрутку «куколки» в правую сторону, а длинный конец шнура крепко обвить по спирали и завязать следующий узел. Выполните так все узлы, поочередно закручивая «куколку* то вправо, то влево, все время перетягивая закрутку свободным концом шнура. Закрутка «куколки» в разные стороны и перетягивание ее по всей длине шнуром даст дополнительные орнаментальные мотивы в узоре, так как ткань под шнуром оказывается зарезервированной.

Для этого упражнения потребуется более глубокая посуда, и объем красителя, естественно, увеличится. Однако можно использовать и дополнительную ручную окраску кистью или тампоном. Допустим, вы окунули «головки» в одну краску, а краевую часть — в другую, центральная часть оказалась недосягаемой для окраски. В этом случае берите щетинную кисть или тампон из поролона и хорошо промакивайте ткань нужной краской, следите за тем, чтобы она хорошо входила в закрученную ткань. Таким образом можно получить очень интересные цветовые эффекты — контрастные с белыми (незакрашенными) радиальными разводами, объединяющими общую цветовую гамму.

Упражнение А. Завязывание нескольких узоров «солньпико»Эту работу можно провести также на большом квадрате (платок). Возле середины квадратного куска материала (рис. 53) определите 3 или 5 мест и завяжите их в узлы прочной ниткой. Четыре угла квадрата сложите вместе и тоже свяжите, в результате получится четыре или шесть узлов. Все узлы окрасьте сначала в светлокрасном (или желтом) растворе (продолжительность крашения — 30 мин) и прополощите в прохладной воде. Слегка отожмите сухой тряпкой. Развяжите узлы и завяжите их с другой стороны материала, после чего окрасьте их в фиолетовом (или оранжевом) растворе в течение 15—17 мин. Окрашенные места прополощите снова. Затем материал целиком опустите в третий, светлосиний (или красный) красильный раствор, в котором выдержите 10— 12 мин при легком помешивании. Затем материал тщательно прополощите, слегка просушите и отутюжьте горячим утюгом. Набор цветовой гаммы для данного упражнения может быть любой, все зависит от цели работы, фантазии и вкуса работающего.

На главную