Художественная роспись ткани

Инженерная графика
Сборочный чертеж и спецификация
Обозначение материалов
Построение лекальных кривых

Правила нанесения размеров

Геометрические построения
Позиционные задачи
История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Романский стиль
Искусство Барокко
Средневековая готика
Архитектура русского классицизма
Художественная роспись тканей
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик

Холодный батик


Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находится резиновый клей При росписи ткани способом «холодный батик» этим составом покрываются (резервируются от проникновения краски на ткань) очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур (см. цв. вкл., с. 16). Роспись выполняется специальными стеклянными трубочками, о которых говорилось в третьей главе. В пределах контура ткань покрывается краской, которая за его границы не проходит. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограничено. После резервирования контуров рисунка на ткани н расцвечивания раствором красителей получают цветные узоры с белыми обводками. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок и его композиционный строй, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными масляными красками. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование его для разнообразных орнаментов придают рисунку графически четкий характер (рис. 61 и цв. вкл., с. 32).

Приготовление резервирующего состава для холодного батика (в граммах)

Рецепт 1

Резиновый клей — 40

Бензин — 450

Воск натуральный — 10

Подпись:

Рецепт 2

Резиновый клей

Бензин

Парафин

Рецепт 3

Резиновый клей Бензин

Вазелин технический

100

4

400500

500400 1000

Резиновый клей растворяют в бензине, затем добавляют остальные составные части и, помешивая, греют в кипятке до получения однородной массы. Бензин и резиновый клей огнеопасны, поэтому нагревание указанного состава на нагревательных приборах и тем более на открытом огне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Практические упражнении для холодного батика Упражнение Этак первый. П.ттяинте на один пяльцы хлопчатобумажную ткань, ни вторые — шелк. Приготовьте две колористические палитры (для хлопка и щелка), учитывая, что разведены краски основных цветов: красный, желтый.

Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве

При росписи текстиля способом «горячий батик» открываются огромные возможности проявления авторского почерка, что особенно ценится в декоративном искусстве. Художник легко откликается на декоративные поиски, иа разнообразие живописных и графических манер. Классическая техника горячего башка многократное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску

Фрагменты теоретической части дипломной работы Компоненты художественного творчества

Процесс материализации и оформления Этот процесс трудно выделить в какую-либо временную фазу он происходит в течение всей работы над произведением. Постоянно, вместе с рождением темы, образов и мотивов, на стадии замысла и на стадии пробы и эскизов, а тем более в период окончательной разработки произведения, происходит оформление результатов духовного творчества, их структурное выявление и материализация, поиск художественных средств

Свободная роспись с применением масляных красок Суть этого способа состоит в том, что изделие не требует запаривания, но есть большой недостаток — роспись этими красками не прозрачная.

Рецепт 4

Парафин Канифоль Резиновый клей Бензин

Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин и хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на водяной бане при температуре 95—97°С до пилучения однородной массы.

Подцветку резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной на пористой бумаге. Резервирующий состав необход 1« мо хранить в плотно закрывающее и я стеклянной или фарфоровой посуле. Для получения жидкой консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18—20 часов до нача ла работы. Его лучше всего готовить » лабораторных условиях.

Как уже упоминалось выше, холодный батик пишется стеклянными трубочками. Поговорим и них более подробно.

Самые простые трубочки — чертежные, но у них есть недостаток — они прямые. Перед началом работы носик трубочки можно загнуть под любым углом, нагревая его свечкой (рис. 62) Кончик трубочки должен быть загну) под углом 135°. Если он загаут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервпруюшего состава усидивается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава на ткани.

Подпись:

Наиболее надежна и удобна в работе трубочка с загнутым концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава (рис. 63).

В продаже бывают специальные эластичные пластиковые баллончики (рис. 64). К ним прикручивается специальный колпачоккрышка, внутрь которой вставляется сужающаяся к концу пластмассовая трубочка с отверстием 1—2 мм, в нерабочем состоянии закрытым колпачком. Крышка отвинчивается, заливается резерв, затем крышка плотно закрывается. Легкое нажатие на баллончик позволяет резерву пыхе 1ДИТ1. по трубочке. л)то более, гигиеничный способ набирания резерва. Однако работать с таким баллончиком нужно осторожно, так как его конец не имеет угла.

Для проведения широких и быстрых линий можно использовать и медицинскую пинетку (рис. 65).

Техника безопасности

Роспись выполнять в резиновых перчатках. После работы в перчатки всыпать тальк или мел»

Красители хранить в закрытой стеклянной емкости в темном месте.

При работе с горячим воском желательно надевать марлевую повязку изза вредных испарений.

Нельзя готовить резерв на открытом огне. Необходимо помнить, что бензин огнеопасен!

Соблюдать осторожность при работе с химикатами, содержащимися в красителях.

Уметь пользоваться огнетушителем.

Правила работы со стеклянной трубочкой

После набора резерна в трубочку се нужно обтереть сухой тряпкой, которую необходимо иметь при себе.

В начале линии может образоваться капля. Чтобы избежать этого, можно перед начальной точкой или в начале проводимой линии подставить кусочек тряпочки или бумаги или быстро опустить трубочку на ткань и тут же проводить линию, не дожидаясь, когда появится капля.

Линию нужно вести быстро и уверенно, иначе в местах более замедленного движения может образоваться капля.

Чтобы линия на ткани велась равномерно и гладко, необходимо следить. за кончиком трубочки (особенно чертежной) и стараться не обломить ее край. Если такой излом появил , ся, надо легко обточить край на наждачной бумаге.

Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх.

Противоположный конец трубочки нужно слегка приподнять, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань или руки.

Следить, чтобы руки были чистыми от состава, иначе его можно занести на рисунок.

Хранить трубочку надо отдельно от других инструментов на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5— 2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы трубочку необходимо промыть в бензине, прочистить ватным тампоном, накрученным пауякую шикую проволоку или отрезок стальной струны.

После работы в трубочки можно вставить швейные иглы соответствующего диаметра, обязательно с концом крепкой нити, или мягкую тонкую проволоку — для того, чтобы отверстие было чистым и не закупорилось оставшейся каплей резерва.

Выбор трубочки. Для шелковых, капроновых тканей следует использовать трубочку с гонкими стенками и самым маленьким отверстием. Для тонких хлопчатобумажных тканей нужна трубочка большего диаметра, с более толстыми стенками, так как усилие при нажиме на ткань в этом случае больше. Для толстых тканей тина </тикр необходима трубочка номассивней, и обводку проводить нужно с лицевой и изнаночной стороны для более прочного резервирования грубой ткани.

Ткань для холодного батика готовится нообщпм правилам. Необходимо дать подсохнуть ткани с наведенным на рисунок резервом, но не более 2А часов, таккак в этом случае резервирующий1 сое гаи дает ореол вследствие выделяющеюся жира и краска при заливке не подход!И" вплотную к контурной обводке.

Если работа идет на белой ткани бесцветным резервом, то при высыхании он становится незаметным. Чтобы выявить контур резерва, можно ткань намочить или покрыть самой светлой краской в предполагаемой гамме.

Рисунок переводится па ткань любым способом, хотя лучше всего работать на просвет (рисунок, густо обведенный черным фломастером, подкладывлЛч;я под iкаш,, .1,1 км п|)(к ut'Miiii.u"it я лампой или через оконное стекло). Линии, густо нанесенные прямо на ткани, часто мешают ц иногда не перекрываются красителем. Все это нарушает художественную ценность работы.

На главную