География построек псевдоготического стиля. «Провинциальная псевдоготика»

Инженерная графика
Сборочный чертеж и спецификация
Обозначение материалов
Построение лекальных кривых

Правила нанесения размеров

Геометрические построения
Позиционные задачи
История искусства
Французский стиль в русской архитектуре
Романский стиль
Искусство Барокко
Средневековая готика
Архитектура русского классицизма
Художественная роспись тканей
Японские мотивы в тканях модерна
Холодный батик

География построек псевдоготического стиля на территории России.

  Готика — период в развитии средневекового искусства, охватываюший почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

 Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
 К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
  В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»).

Псевдоготика, ложная готика или русская готика — предромантическое  направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой. После смерти Екатерины II. Развитие русской готики шло параллельно со становлением неоготического направления в архитектуре Западной Европы, но, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего.

Архитектурный язык русской готики, как считается, изобрел В. И. Баженов при строЦарицынского дворца (начиная с 1776 года). Здесь сразу бросается в глаза отличие от монохромной европейской готики — широкое использование красного кирпича с белокаменными деталями — сочетание, вызывающее в памяти башни Московского Кремля и церкви нарышкинского барокко. Помимо царицынских построек, Баженову также приписывается мнимоготическаяВладимирская церковь в усадьбе Быково (1789).

После того, как императрица забраковала баженовский проект, строительные работы в Царицыне продолжил М. Ф. Казаков.  Ему же принадлежит в Москве псевдоготический «Петровский замок» и, по всей видимости, усадебный дом А. П. Ермолова в Красном под Рязанью. Его брат Родион Казаков строил соборный храм  Зачатьевского монастыря и, возможно, Никольский собор в Можайске — первые попытки наложения готического декора на традиционную для православия форму крестово-купольного храма.

При петербургском дворе в одно время с Баженовым мотивы готического зодчества разрабатывал Ю. М. Фельтен. Постройки Фельтена в космополитичной северной столице —Чесменский дворец и церковь при нём, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове — далеки от заветов московского барокко и ближе к ранним образцам европейской неоготики. Впрочем, неподготовленный зритель вряд ли уловит в постройках Екатерины и её придворных что-либо, напоминающее западноевропейское средневековье.

Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков.[3]Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле.[3]Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.[4]

7-1s[1]7-2s[1] 7-5s[1]

7-6s[1] AWWZNPZCA0OGE84CAWA92IACAY4V80WCAD8ACK6CA6831Q2CA3K270PCA7P8FVMCA7WIMY3CAD3NTVWCAQBFNXPCAVSOCM1CAM2CSAMCAELVTUICAWPIQSJCA2AVURRCA2F00P0CA29C8CUCA05D348CAEJHI3X AT70V2ACAKQQNOMCA669DZMCAHKM2HACAPUZ9TNCACLBT2ICAFV0D0NCAGFQ4X0CAPO5EN8CA08VZQNCA5SR7XZCAZXT1Z2CARZZ868CA72OZYICATG2SKMCAD30Q1ZCAMBNCJVCAPPDFMOCA7PNA5YCA3V6MZH A2SOFX6CAEK8VLNCA851FDCCA14ELOGCARDR1I4CA2JIIRZCARN1XDVCAZMO3PUCAC1DEB1CAXER9DQCASV3T1BCA8ORMBSCA13WDTFCA508X2ICADAF39FCAF7Q6V8CADXQBC7CAGUBUI5CAXJH6N0CAQRXNRN

 7-8s[1]AXZL3XNCAZ5KFNOCAGS8I79CAL16YY1CA995P6YCAW309YKCAUNKOBGCAPTFS31CAYEQWXCCA36SQV7CAM0AFZ5CA5SC996CA6L3ZR9CA2QXXR5CA59GLYGCAJVOF1ACAY0HEV6CAP9G966CAQ2RC9VCAZT5LK6 AKQPPE6CAAH0501CA4MTV15CA2BK7VQCAIBG1BBCALO1NT1CAZ8OZD5CAFKY3TKCAWLBQAOCAFG9P2VCAWVIWZICAETCAC5CAK6Y8E0CATETE0PCAD1XIIQCASIK8CGCA7IPZJXCA1PF4JACAUZ2HM4CAHRDQMD

Владимирская церковь (Быково) построена в 1789 году в мнимоготическом стиле на территории усадьбыМ. М. Измайлова. По стилистическим особенностям проект приписываетсяВ. И. Баженову. Храм имеет два этажа. Снаружи церковь облицована белым камнем[1].

Церковь Рождества́ свято́го Иоа́нна Предте́чи (Чесме́нская) — действующий православный храм в Санкт-Петербурге, находящийся на улице Ленсовета,памятник архитектуры в стиле псевдоготики. Здание церкви было построено в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухтеЭгейского моря в 1770 году. Торжественная закладка храма состоялась 6 (17) июня 1777 года в присутствии Екатерины II, всего двора и шведского короля Густава III, чтобы напомнить ему о военном могуществе России. Храм строился по проекту архитектора Юрия Фельтена.

Возведение храма было завершено к десятой годовщине победы русского флота в Чесменском сражении. Торжественное освящение 24 июня (5 июля) 1780 годасовершил митрополит Гавриил (Петров). На торжестве, вместе с Екатериной II под именем «графа Фалькенштейна» присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II. В память о победе Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими».

Богоявле́нский Ста́ро-Голу́твин монасты́рь —   ужской православныймонастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москва в Оку. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 г. идёт восстановление монастыря.

Ряд зданий монастыря занимает в настоящее время (2010 г.) Коломенская православная духовная семинария (с 1995—1996 гг.).

Ново-Никольский собор — православный храм в городе Можайске  Московской области. Расположен на территории Можайского кремля. Высокое здание в псевдоготическом стиле (русская готика), поставленное на высоком кремлёвском холме, видно издалека на подъездах к городу с западной стороны по Старой Смоленской дороге (в настоящее время Бородинская ул.).

Собор был поставлен на месте Никольских ворот Можайского кремля (XIV век), и частично включил в себя их стены. Строительство собора продолжалось с 1779 по1812 год. По готическим формам и романтическому декору можно высказать догадку о том, что архитектор принадлежал к школе М.Ф. Казакова.

Петро́вский путево́й (подъездно́й) дворе́ц на Тверском тракте (ныне Ленинградский проспект Москвы) — путевой дворец на въезде в Москву со стороны Петербурга; образец русской неоготической архитектуры.

Построен по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768—1774 годов как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву (отсюда его название — «путевой») на подъездах к Москве по проекту архитектора Матвея Казакова. Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю. В настоящее время дворец входит в черту Москвы (ближайшая станция метро — «Динамо»). Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

Увеличить изображение в отдельном окне 

На главную